Перед укладкой обвязочного бруса следует проверить ростверк с помощью строительного уровня и при обнаружении неровностей, скорректировать их.
Дальше порядок и очередность работ выглядит следующим образом:
Сначала происходит укладка первого ряда, так называемой обвязки, для которой выбирается брус с бо?льшим сечением, чем весь остальной материал. Крепиться он на анкера, а дополнительно фиксируется в угловых соединениях при помощи металлических уголков.
Следующий шаг – установка вертикальных элементов каркаса или стоек, которые устанавливаются на первый ряд бруса и скрепляются с ним. Начинать их монтаж необходимо с углов и далее, с определенным шагом, по периметру будущего здания
Для этого используются металлические уголки, которые фиксируются болтовыми соединениями
Важно, во время установки стоек постоянно проверять их вертикальность с помощью отвеса, так как от этого не только зависит красота дома, но прежде всего его надежность, поэтому данному этапу следует уделить особое внимание.
Важный нюанс – монтаж вертикальных стоек обязательно должен вестись с учетом оконных и дверных проемов. Для этого, в планируемых местах установки дверей и оконных конструкций следует правильно выполнить запилы вертикальных стоек с одновременной установкой в их середину обсадных досок, к которым впоследствии и будет выполнено крепление коробок.
Для обеспечения стабильности конструкции следует смонтировать временные диагональные распорки, которые устанавливаются под углом к вертикальным стойкам и гарантируют их стабильность до полного закрепления каркаса. Далее, когда строим каркасный дом сами шаг за шагом, наступает очередь монтажа верхнего пояса, а именно установка верхнего бруса и закрепление его к вертикальным стойкам
Важное замечание, если нижний ряд и вертикальные стойки выполнены строго по уровню, то и верхняя доска ляжет абсолютно ровно.
Крепление верхнего бруса также выполняется при помощи металлических уголков, которые фиксируются болтами
Можно использовать для этого и гвозди, но следует учитывать, что они должны войти в брус не менее чем на 10 см.
После этого каркас дома приобретает свои очертания и стабильность, поэтому можно смело снимать временные диагональные опоры, так как они уже выполнили свою задачу.
До того как самому построить каркасный дом своими руками следует ознакомиться и правилами установки укосин и их функциями. Это элементы из брусков, которым отводиться важная роль в дополнительном укреплении каркаса. Устанавливаются в обеих сторон вертикальной стойки сверху и снизу конструкции и закрепляются длинными гвоздями.
Далее, следует приступить к монтажу балок перекрытия, брус для которых закрепляется с помощью уголков, предварительно уперев его на верхнюю обвязочную конструкцию. Но можно использовать и более сложные варианты монтажа и крепления потолочных балок, например, методом вырубки, когда в верхнем брусе подготавливается специальное «гнездо» для их установки либо с помощью кронштейнов.
После того как установлены балки перекрытия и если не предусмотрен второй этаж, наступает черед монтажа стропильной конструкции для кровли, к которой будет крепиться обрешетка.
Преимущества металлопрофиля очевидны, он прочен, долговечен, жаростоек, надёжен и непродуваем
При помощи саморезов крепится к каркасу, при этом важно для крыши применять марку Н или ПК, а для стен ПС или С
Обшивка стартует со стен. Лист металлопрофиля прикладывают к угловой стойке выравнивая по отвесу и в нижней волне закрепляют саморезами. Далее лист устанавливается внахлёст (попадая волну в волну) и саморезами укрепляют 2 листа вместе. На профиль размером 1м2 использовать не менее 4-5 шт. саморезов, после стен так же само обшиваются ворота;
Если возникла необходимость металл режется электролобзиком или ручным способом ножницами по металлу
Внимание! Не нужно использовать болгарку, это нарушает покрытие из полимера и в дальнейшем металл будет подвержен коррозии. Перед укладкой профиля устанавливаются ветровые планки. Далее с подветренной стороны на крышу закрепляют профиль к обрешётке с ветровыми планками, а после установки листов сразу монтируют металлический конёк, насквозь пробивая в верхнюю волну саморезом.
Утепление не обязательно, оно осуществляется, используя каменную вату в форме матов
Укрепив предварительно плёнку от ветра между стойками устанавливается вата, после чего она обшиваетсялистом железа или заранее обработанной древесиной.
Также часто используют готовые сэндвич-панели (вместо утеплителя и металлопрофиля) они заранее утеплённые ватой, внутри с гладким, а внешне имеют профилированное покрытие. Это значительно снижает трудоёмкость изготовления гаража, но увеличивает стоимостные показатели.
Шаг 3: Каркасные стены
Каркасный дом своими руками собирают из отдельных элементов, раскраивая и подгоняя их на строительной площадке. Возможен монтаж более крупных секций или даже целых конструкций, заготовленных на заводе.
Способы сборки каркаса
Быстровозводимые здания сегодня строят способами:
- традиционным — последовательно собирают каркас из стоек, ригелей, укосин, утепляют стены, монтируют обшивку;
- методом «канадской платформы» — секции заготавливают горизонтально на черновом полу и выставляют их в проектное положение;
- из СИП-панелей — крупные элементы, раскроенные на заводе, собирают на площадке при помощи соединительных брусьев и полиуретанового клея;
- по немецкой технологии «фахверк» — доски каркаса, являющиеся одновременно декоративной отделкой, располагают снаружи утеплителя;
- по шведской технологии — каркас монтируют из двух обрешеток, первая предназначена для установки утеплителя и крепления внешней отделки, вторую используют для прокладки коммуникаций и монтажа внутренней облицовки.
Монтаж каркаса способом «канадская платформа».
В частном строительстве для сборки своими руками чаще применяют классический способ, не требующий сложных монтажных работ и затрат на подъемную технику.
Установка и сечение стоек
Этапы монтажа стоек каркаса включают:
- Разметку на покрытии чернового пола мест установки стоек. Обычно шаг составляет 60 см. Это удобно для последующей укладки плит минеральной ваты. В двухэтажных зданиях расстояние уменьшают до 40 см.
- Нарезку опор из сухой обработанной доски толщиной 50 мм. Сечение подбирают по расчету на несущую способность.
- Установку стоек в углах, выравнивание, закрепление временными укосинами.
- Монтаж промежуточных элементов.
- Соединение опор брусом верхней обвязки.
- Усиление оконных и дверных перемычек досками, уложенными на ребро. Если этого не сделать, при прогибе произойдет защемление рамы, возникнут трещины на стеклах, отделке фасада и внутренних поверхностей стен.
- Укрепление каркаса укосинами из досок 100х25 или 150х25, врезанными в верхнюю и нижнюю обвязку, стальными перфорированными полосами, горизонтальными перемычками. Дополнительное усиление не требуется, если каркас обшивают жесткими листами ОСП, многослойной фанеры.
- Обшивку лобовой доской балок верхней и нижней обвязки. Рекомендуется проложить слой базальтовой ваты для утепления конструкции.
Для подбора сечения стоек суммируют все нагрузки, действующие на несущий каркас. Если здание небольшое, то при высоте до двух этажей размеры бруса принимают:
- для наружных стен — 150х50 мм, 200х50 мм;
- для внутренних перегородок — 100х50 мм.
Прочности таких сечений вполне достаточно для восприятия вертикальных и боковых нагрузок. При теплотехническом расчете может оказаться, что для размещения теплоизоляции требуется большая, чем расчетная, ширина стоек.
Увеличивать сечение несущего бруса нецелесообразно. В этом случае утеплитель укладывают в 2 слоя — один между стойками каркаса, второй — по наружной обрешетке с перевязкой. Такая компоновка поможет избежать теплопотерь через деревянные элементы, углы, обрамления проемов.
Укосины или раскосы
Укосины или раскосы устанавливают временно для придания устойчивости каркасу при монтаже или постоянно, чтобы конструкция сохраняла геометрию длительное время.
Укосины в каркасе устанавливают наклонно.
Чтобы постоянные укосины выполняли свою роль — обеспечивали жесткость каркасу, при их установке соблюдают правила:
- элементы монтируют с наклоном 40°-60°;
- толщина укосин — не более 1/4 от высоты сечения стойки;
- крепление раскоса к обвязке — только врезкой, при других видах сочленения усыхание древесины ведет к потере устойчивости узла;
- укосины врезают заподлицо со стойками, обвязками и перемычками;
- на одной стене устанавливают не менее двух раскосов с наклоном в разные стороны;
- к стойкам по длине прибивают 2-3 гвоздями.
Вместо укосин в углах каркаса можно использовать листы ОСП-3 12. Диагональная жесткость конструкции будет обеспечена.
Углы каркасного дома
Угол — одно из проблемных мест в каркасном доме. Установка бруса без дополнительного утепляющего слоя приводит к образованию мостика холода. Дерево обладает более высокой теплопроводностью, чем минеральная вата, поэтому стена в углу помещения может промерзать.
Чтобы этого не случилось, конструкции формируют одним из четырех способов:
Из двух стоек. Стык двух стен усиливают отделочным уголком.
Первые два способа более технологичны, но теплоизоляционные качества их ниже. В стыке двух стен остаются сквозные щели, которые очень трудно заделать.
Фундамент для каркасного гаража
Схема основания каркасного гаража.
Постройка эта легкая, и мощной основы для нее не потребуется. Но следует заранее продумать, какой будет пол. Он может быть бетонный, деревянный, земляной. Оптимальный вариант — первый. Рассмотрим, как выстроить гараж своими руками на ленточном фундаменте с бетонным полом. Работу начинают с разметки строительной площадки и ее подготовки — выравнивания и снятия верхнего слоя грунта (30 см).
Смотровая яма. Если решено сделать смотровую яму, размечают ее местоположение и выкапывают. Стенки ямы можно обложить кирпичом, но можно и просто сделать «глиняный замок», то есть нанести на всю площадь грунта слой глины. На этом этапе нужно решить вопрос освещения, определиться с местоположением розетки. Если стены и пол ямы будут кирпичными, то кабель (уложенный в гофру) прокладывают за кирпичами. Наверху необходимо сделать металлическую обвязку. Это предотвратит разрушение стен под тяжестью автомобиля.
Устройство монолитного бетонного пола
Устройство фундамента каркасного гаража.
После того как смотровая яма для каркасного гаража будет готова, приступают к отсыпке песчано-гравийной подушки по всей заранее выровненной площадке. Если грунтовые воды подходят близко к поверхности почвы, то прежде отсыпки устраивают дренажную систему. Особенно в отводе вод нуждается смотровая яма. Вокруг нее формируется траншея нужной глубины, в нее укладываются обернутые геотекстилем перфорированные трубы (дрены), монтируется трубопровод, выпускной конец которого выводят к ближайшему водоему или устраивают накопительный колодец. Таким образом, строим гараж надежным и долговечным.
- Уточняется разметка периметра каркасного гаража.
- По разметке выкапывают траншею с небольшим заглублением 20-40 см, ее дно выравнивают, грунт уплотняют.
- Далее нужно решить, как будет выстраиваться ленточный фундамент: из строительных блоков или с помощью опалубки.
- В любом случае сначала формируют песчано-гравийную подушку: 5-10 см песка (слой проливается водой и утрамбовывается) и 10-15 см гравия или щебня (этот слой тоже утрамбовывается).
- Если решено укладывать блоки, то на подушку настилается «постель» из цементно-песчаного раствора (цемент марки М300, М400 — 1 часть и 3 части песка). На раствор устанавливаются блоки, выравниваются по горизонтали.
- Если решено заливать ленту, то монтируется опалубка.
- Внутрь нее укладывается армирующий материал (сетка из арматуры).
- Заливается бетон. Поверхность ленты должна быть выровненной по горизонтали.
- Пока бетон набирает крепость, по всей площади пола каркасного гаража производится песчано-гравийная отсыпка (по аналогии с фундаментной лентой), выравнивается и уплотняется с помощью виброплиты.
- После чего заливается бетонный пол.
Инструменты и материалы
Для возведения гаража из дерева, то есть с несущим каркасом из этого материала, понадобятся, соответственно, брус – сплошной или клееный из досок, а также некоторое количество плит ОСБ для обшивки. Дальнейшие действия зависят от конструкции гаража, типа кровли, габаритов.
Из инструментов обязательно будут нужны:
- Молоток.
- Уровень.
- Отвес.
- Рулетка.
- Электро- или аккумуляторная дрель.
- Угловая шлифмашина с насадкой для резки дерева (опционально).
Конкретные действия сборщиков зависят от степени подготовленности к монтажу – древесина уже размечена, порезана на детали (стойки, балки, подкосы) или все придется делать «с нуля». В первом случае время на возведение здания значительно сокращается.
Готовые проекты
Строительство каркасного гаража по своей технологии проще, но без составления проекта не обойтись. Чтобы понять, каким должно быть будущее строение, можно позаимствовать идеи уже с готовых схем. Для облечения задачи представим несколько проектов, которые пользуются наибольшей востребованностью у потребителей.
Простые варианты
Вариантов каркасных гаражей предназначенных для одного автомобиля с небольшим запасом для хранения вещей и инструментов существует много. На рассмотрение будут представлены самые удобные проекты с разным функциональным наполнением:
Построить каркасный гараж можно из досок размерами 6×4 м – простейшая конструкция с двускатной крышей. Фундамент монтируется из бетонных плит. В проекте предусмотрено наличие небольшого окна для обеспечения дневного освещения. Кроме гаражных ворот, устраивается дверь для выхода на улицу.
Деревянный гараж на 2 машины Источник es.decorexpro.com
Гараж с дополнительной кладовой. В проекте учтено место для одного автомобиля и подсобного помещение, обустраиваемое под кладовую. Запланировано окно в одной из боковых стен и дверь, через которую можно попасть в подсобку.
Проект гаража с кладовой Источник sk-amigo.ru
Гараж из досок своими руками – поэтапное руководство с фото
Начинаем строительство с покупки или сбора всех необходимых материалов. В первую очередь запаситесь 5-6 кубами 40 мм доски. Она пойдет на каркас постройки. Если Вы задумались над тем, как сделать теплый гараж из досок своими руками, тогда купите 5-6 упаковок утеплителя. Лучше всего брать плиты Пеноплекса или Изовера, толщиной не менее 50 мм. Для пароизоляции можно использовать обычную пленку или взять рулон стеклоизола.
Для кровли и обшивки стен подойдут доски 20-25 мм
Если Вы собираетесь самостоятельно делать бетонную смесь для фундамента, то приготовьте 5-6 мешков цемента и кварцевый песок, фракцией 0,25-0,5 мм. Как только все материалы оказались на участке можно приступать к возведению фундамента.
Фундамент для гаража из досок
Фундамент для гаража из досок Для начала нужно убрать строительный мусор с места размещения будущего сооружения. Затем снимается плодородный слой земли до глины или песка, в зависимости от тех грунтов, которые преобладают у Вас на дачном участке. Следующим шагом делается засыпка песком на глубину 3-4 см. Хорошенько утрамбуйте получившуюся подушку и закрепите опалубку по контуру площадки.
Опалубка для фундамент гаража
Для деревянных гаражей устраивают либо плитный фундамент, либо мелкозаглубленное бетонное основание. В нашем случае можно быстро сделать плитное основание, для заливки которого потребуется каркас из арматуры 30-40 мм и бетон. Арматурный каркас укладывается прямо на песок, соединение стержней в углах делают при помощи гнутых элементов. Заливку ведите постепенно до толщины плиты в пределах 30-40 см.
Заливка бетоном фундамента
Каркас гаража из досок
Определившись с размерами гаража по высоте, Вы должны предварительно еще до сборки каркаса распилить доски до нужных размеров и разложить их пачками на каждую из сторон. Кроме того, специалисты советуют провести обработку антисептиком и любой из разновидностей противопожарных пропиток. В основном используют на каркас гаража доски 50х100 мм, а для устройства вертикальных стоек в углы покупают профилированный брус 100х100 мм.
Строить каркас гаража из досок своими руками нужно начинать с формирования нижней обвязки. Для этого закрепляете на болты нарезанные доски с шагом 1,5 метра. Для устойчивости будущей конструкции вставляем подкосы, которые закрепляем металлическими уголками. Далее в виде продольных ребер прибиваем брус 50х50 мм. На расстояние 2-3 см от углов обвязки ставим вертикальные опоры. Их по верху скрепляем досками на 150 мм гвозди. Если каркас получается неустойчивым дополнительно скрепите боковые стороны гаража досками по диагонали. Каркас гаража из досок готов.
Обшивка каркаса гаражного бокса
Верхняя обвязка гаража из досок
Перед обшивкой нужно решить вопрос с утеплением. Если Вы не будете использовать гараж как мастерскую или место для ремонта автомобиля, можно дополнительно не утеплять стены. В противном случае монтажной пеной заполняете все швы и пустоты. Затем прибиваете доски по всему периметру гаражного бокса, оставляя только место под ворота и окна.
Обшивка гаража из досок внутри
С внутренней стороны гаража на саморезы или пену крепите листы теплоизоляционного материала, предварительно уложив пароизоляцию. Для внешней отделки можно использовать сайдинг или блок-хаус. Если хотите сэкономить, то перед тем, как построить гараж из досок своими руками, заготовьте строганую доску и покройте ее олифой или лаком. В таком случае внешняя отделка для стен не потребуется. С внутренней стороны гараж чаще всего обшивают гипсокартоном или вагонкой.
Возведение кровли на гараж из досок
Крыша гаража из досок
Вначале на вертикальные стойки укладываются стропила. Для двухскатной кровли потребуется делать пазы в брусе, так как нужно соединять стропила под углом 35-45 градусов. Затем выполняется обшивка фронтонов и поперечных досок крыши. Поверх досок первым слоем укладывается рубероид, а второй слой выкладывается профнастилом или плоским железом. Все зависит от Вашего бюджета и желания. Фото готового гаража из досок своими руками Вы можете увидеть ниже.
Приступим к изготовлению фундамента
Мы рассмотрим процесс изготовления самого дорогого, но наиболее практичного вида фундамента – это заливка монолитной плиты. Такое основание не продавят колеса автомобиля, да и при изготовлении смотровой ямы не возникнет проблем. Вы же можете выбрать наиболее подходящий или менее дорогой тип фундамента, воспользовавшись рекомендациями из подборок видео на соответствующую тему.
Тип фундамента:
- столбчатый;
- свайный;
- монолитный;
- винтовой;
- ленточный.
При сооружении плитного фундамента порядок действий будет таким:
С помощью трактора выроем котлован |
Производится выборка грунта на глубину 50 см. |
В самой нижней точке его глубина должна быть не менее 50 см |
Дно основательно трамбуется. |
Толстый слой песка предотвратит деформацию плиты |
Засыпается песком настолько, чтобы до верха котлована он не доходил 20 см. |
Вибротрамбовка очень облегчит труд |
Песок тоже нужно хорошо утрамбовать. |
Геотекстиль не даст песку смешаться с щебнем |
Поверх укладывается геотекстиль. |
Слой щебня тоже нужно утрамбовать |
Следующим слоем пирога будет щебень средней фракции, которым заполняется котлован до краев. Его тоже нужно хорошо утрамбовать. |
Лучше всего сделать опалубку по высоте заливки плит |
Теперь дело за опалубкой. Лучше всего, если она будет выставлена вровень с уровнем заливки плиты – так меньше вероятность допустить перепады. Что касается толщины бетонного слоя, то 20 см вполне будет достаточно для легкового автомобиля. Для грузовика лучше увеличить толщину до 30 см. |
Конструкция должна быть жесткой |
Выставив опалубку необходимо обеспечить жесткость конструкции, закрепив подпорки со всех сторон. Лучше всего, если для опалубки будет использоваться толстая доска. Если это не так, то подпорок понадобится больше. |
Позаботимся о гидроизоляции |
Поверх щебня с нахлестом на опалубку укладывается гидроизоляция, в качестве которой используются рулонные материалы на битумной основе или толстая полиэтиленовая пленка. |
Устанавливаем первый слой арматуры |
Теперь устанавливается первый слой арматуры Ø10‒14 мм. Он не должен касаться дна, поэтому необходимо обеспечить необходимый зазор. Для этой цели не нужно использовать кирпичи и другие предметы, так как они могут проткнуть гидроизоляцию, а некоторые вовсе не пригодны для укладки в стяжку. |
Пластиковые фиксаторы для арматуры |
Воспользуйтесь пластиковыми фиксаторами для арматуры. |
Установлен и закреплен второй ряд арматуры |
Затем укладывается еще слой арматуры. |
При заливке бетона его нужно уплотнить |
Залив бетон, нужно его провибрировать (процесс показан на фото), стараясь при этом не касаться каркаса и опалубки. Штыкование палкой утомительно и малоэффективно. |
Края опалубки послужили уровнем заливки и выравнивания бетонной подушки. |
|
В любое время года плита нуждается в защите |
Теперь придется ждать почти целый месяц, пока бетон не наберет необходимую прочность. В летний период подушку нужно периодически поливать водой и накрывать материалом, предотвращающим быстрое испарение влаги. Также фундамент нуждается в защите, если сделан осенью и оставлен до весны. |
Фундамент для дома – основа основ
Крепкий фундамент – залог прочного и долговечного дома. Для каркасных построек обычно возводят фундамент одного из видов:
- мелкозаглубленный ленточный;
- свайно-винтовой.
В первом случае сначала будут проводиться земляные работы, чтобы было куда заливать фундамент, затем делается опалубка и в ней выкладывается армирующий каркас.
Второй этап – заливка бетона. Технологически правильно сделать это за один прием, но иногда допускается и послойная заливка. По мере затвердевания опалубка снимается – фундамент должен набрать прочность в течение 30 дней. После этого проводят гидроизоляционные работы, и начинается сборка нижней обвязки.
Свайный фундамент, в свою очередь считается одним из самых бюджетных и быстровозводимых.
Свая представляет собой толстую металлическую трубу, конец которой снабжен винтовой лопастью. Закручиваются в землю они с привлечением специальной техники. Есть некоторые виды забивных свай, но используют их редко.