Поскольку в качестве обшивки гаража мы выбрали профилированный лист, нужно уделить должное внимание его выбору. Для этой работы предназначен профнастил марок С или НС (С-стеновой). Цифры, стоящие после буквенной маркировки, обозначают высоту «волны» профиля в миллиметрах
Цифры, стоящие после буквенной маркировки, обозначают высоту «волны» профиля в миллиметрах.
Нетрудно догадаться, что чем выше профиль и толще лист, тем он жестче, но при этом и дороже. Экономия в данном случае должна быть разумной. Поэтому мы не советуем использовать для облицовки дешевый материал марок С-8 и С-10
Он требует более частой установки стоек и от любого неосторожного «тыка» покрывается вмятинами. Оптимальный вариант – профлист марки НС-20 толщиной 0,5 мм
Теперь можно переходить к рассмотрению основных конструктивных элементов гаража — фундамента, стен, ворот, крыши и изучению особенностей изготовления каждого из них.
Место для строительства гаража
Прежде чем построить гараж своими руками, нужно выбрать место для его возведения. Для этого лучше всего подойдет участок, находящийся ближе к выезду, чтобы зимой не пришлось убирать снег с большой площади. Также гараж должен находиться на таком расстоянии от дома, чтобы различные запахи и выхлопные газы не проникали в окна.
Теперь нужно разметить площадку, на которой будет стоять гараж. Она должна быть ровной и расчищенной от мусора. По углам будущей постройки вбиваются колышки и натягивается шпагат. Размеры гаража должны быть такими, чтобы пространство для автомобиля было с запасом. Это необходимо для свободного въезда машины, а также для хранения предметов, необходимых водителю.
Стены и крыша
Монтаж каркаса гаража из металлопрофиля начинают с крайней торцевой рамы-фермы. В случае неразборной конструкции ее ставят в подготовленные скважины, выравнивают по шнуру, проверяют вертикальность и фиксируют временными связями (деревянными рейками-упорами, забитыми в землю). После этого монтируют соседнюю раму.
Между собой их соединяют горизонтальными отрезками труб на сварке или на саморезах. В коньковой части рамы связывают между собой стальными трубчатыми прогонами. Среднюю часть ската фермы можно заполнить обрешеткой из досок, толщина которых должна быть равна толщине труб (30-40 мм).
Установив все рамы, монтажные отверстия в фундаменте бетонируют, делают перерыв на несколько дней после чего приступают к обшивке гаража профнастилом. Его ставят вертикально для лучшего стока воды.
Листы крепят к продольным связям каркаса (трубам, уголку) с помощью саморезов, вкручивая их в нижнюю часть волны. Верхний нахлест фиксируют заклепками для более плотного контакта.
Первый лист обшивки ставят так, чтобы он прилегал нижним краем волны к стойке. Сначала фиксируют верхний угол листа, затем выравнивают и крепят его к продольным трубам, не трогая участок стыковки со следующим листом.
Обшив три стены гаража, углы прикрывают вертикальными планками, которые покупают вместе с коньковым профилем.
Монтаж дома
Для строительства дома по каркасно-панельной технологии недостаточно одного фото, вам понадобится проект, разработанный в соответствующей организации. Процесс возведения фундамента мы намерено упустим, отметим только, что для такого дома понадобится мелкозаглублённое ленточное основание, столбчатая или свайно-винтовая конструкция, можно использовать и незаглублённый плитный фундамент.
Намного важнее знать, как выполняется монтаж стеновых сэндвич панелей. Для этого вам стоит придерживаться следующей последовательности действий:
- Сначала производится укладка обвязочного бруса. Для этого используем изделие сечением 25х15 см. Брус монтируется на ленточное основание или ростверк в центральной его части. Горизонтальность элемента тщательно контролируется.
- В углах брус соединяется «в лапу» или «в полдерева». Соединение дополнительно фиксируется деревянным нагелем. Установка нагеля выполняется в просверленные отверстия диаметром 2 см и длиной 10-15 см.
- Брус фиксируется к основанию на анкерах. Шаг крепежей – 1,5-2 м, а в углах используем по два крепёжных элемента. Для этих целей берём анкеры длиной 35 см и диаметром 1-1,2 см. Головки анкеров утапливаем в обвязочный брус.
Пол из СИП панелей
Подготавливаем брусья для лаг. Эти же брусья будут выступать балками-шипами, которые будут вставляться между панелями. Балка должна быть такой длины, чтобы она укладывалась в паз на обвязочном брусе и прочно опиралась на конструкцию основания. Для панелей толщиной 174 мм берём балки размером 15х5 см, а для изделий толщиной 224 мм подойдут балки сечением 20х5 см. Далее панели подрезаем до необходимой длины. Для выемки утеплителя используем терморезак.
Дальше монтаж ведём в такой последовательности:
- Сборку начинаем вести с углового элемента. Дальше сращиваем все панели по длинной стороне вряд.
- В паз панели задуваем монтажную пену и вставляем балку. Изделия плотно прижимаем на несколько секунд. Выполняем дополнительную фиксацию при помощи оцинкованных саморезов (шаг установки 15 см) или шурупов по дереву.
- После этого со стороны балки прикрепляем вторую панель. Перед этим паз панели также стоит запенить. Элемент надеваем на балку и плотно прижимаем.
- Собрав таким образом весь пол, закрываем досками толщиной 2,5 см пазы по периметру пола. В этом случае также используем монтажную пену для предварительного заполнения паза.
- Затем собранную конструкцию при помощи строительной техники или рычажного механизма укладываем на обвязочный брус и основание. При этом лаги должны точно попасть в места вырубки, которые выполнены под них в обвязочном брусе. Лаги в месте опирания на фундамент крепим к нему при помощи анкеров и стальных уголков.
Популярные статьи Фундамент для забора: как не закопать лишние деньги
Монтаж стен
Очень важно правильно и строго вертикально установить две угловые панели, поскольку остальные элементы будут ровняться по ним
Сначала нужно уложить направляющую доску (лежень). Ширина доски зависит от толщины панели. Доску укладываем на обвязочный брус и крепим саморезами с шагом 35-40 см. Монтаж панелей начинаем вести с угла
Очень важно правильно и строго вертикально установить две угловые панели, поскольку остальные элементы будут ровняться по ним. Для этого заполняем пеной нижний паз элемента и ставим его на лежень, фиксируем саморезами с шагом 15 см
Две соседние панели плотно соединяем друг с другом. Можно использовать брус или обойтись без него, запенив паз и скрутив элементы саморезами
Шаг установки крепежей 50 см. Аналогично устанавливаются все последующие элементы. После этого верхний паз изделий заполняется пеной и в него укладывается верхний обвязочный брус сечением 15х20 см. Брус фиксируем саморезами к панелям. Проёмы под оконные и дверные блоки можно вырезать в уже установленных элементах. Балки перекрытия фиксируются в брусе верхней обвязки одним из традиционных способов: врубкой, на кронштейнах или при помощи стальных уголков.
Можно использовать брус или обойтись без него, запенив паз и скрутив элементы саморезами. Шаг установки крепежей 50 см. Аналогично устанавливаются все последующие элементы. После этого верхний паз изделий заполняется пеной и в него укладывается верхний обвязочный брус сечением 15х20 см. Брус фиксируем саморезами к панелям. Проёмы под оконные и дверные блоки можно вырезать в уже установленных элементах. Балки перекрытия фиксируются в брусе верхней обвязки одним из традиционных способов: врубкой, на кронштейнах или при помощи стальных уголков.
В доме из сэндвич-панелей можно выполнить стандартную стропильную крышу.
https://youtube.com/watch?v=fpb34x1duAs
Устройство каркаса
Каркас гаража образует клетку с верхним и нижним сплошными венцами по периметру и вертикальными стойками, устанавливаемыми с рекомендуемым шагом крепления панелей и в 20–30 мм с каждой стороны от вертикальных швов. Рекомендуется изготавливать каркас из профильной трубы того же типоразмера, что и на обрешетке пола.
Примечание. Трубы меньшего сортамента использовать не следует: конструкция из тонкого металла получится слишком зыбкой. При ветровых нагрузках панели будут смещаться, что приведет к деструкции швов и наполнителя.
Если ворота гаража стальные распашные, их коробку сразу устанавливают на швеллеры и принимают ее за базовый ориентир. Будет удобна следующая схема монтажа:
На земле собрать для боковых стен рамы из профильной трубы (только периметр).
Рамы стен, параллельных уклону кровли, следует собирать в форме трапеции.
Изготовленные рамы поднимаются вертикально, сверху и снизу соединяются трубами, образуя плоскости передней и задней стен.
По месту вырезаются и крепятся вертикальные стойки.
В проемах окон и ворот размещаются закладные.
Для придания жесткости поверх венца добавляются перекладины по шагу несущих стоек. Они же служат основой для кровли, поэтому укладываются поперек уклона.
Пролет гаража длиной до 4,5 метров накрывается такой же трубой 40х40х4 мм, от 4,5 до 6 метров — трубой не менее 90х90х6,5. Пролет большей длины следует накрывать только ферменными конструкциями из угловой стали.
Каркас крепится к основанию сваркой, болтами или анкерами только после окончательного завершения сборки. Перед дальнейшим проведением работ все металлоконструкции необходимо очистить от ржавчины, обезжирить, прогрунтовать и покрасить. Такие элементы, как кронштейны для полок, лучше приварить к стойкам каркаса заранее.
Основные требования к внутренней отделке гаража
- Поверхности стен и пола в гараже должны быть облицованы материалом, имеющим качества прочности и стойкости к агрессивным химическим воздействиям.
- Для пола гаража требуется способность выдерживать значительные механические воздействия, стационарный вес и динамические ударные нагрузки
- Для стеновых отделочных материалов нужна не только высокая устойчивость механическому воздействию, но и к ударным нагрузкам
- Потолочная облицовка должна быть прочной и инертной к действию химических веществ, содержащихся в испарениях
- Все облицовки должны быть огнестойкими, поскольку в гаражах хранят легковоспламеняющуюся «химию»
- Все отделочные покрытия должны быть полностью устойчивы к воде, водяным парам и высокой и низкой влажности воздуха
- Полная устойчивость к температурным перепадам, в частности по причине отсутствия постоянной отопительной системы в помещении гаража
- Все поверхности в гараже подвергаются загрязнениям, трудно очищаемым и частым, удалять которые приходится, применяя абразивные вещества и инструменты. Вся облицовка должна быть достаточно прочной и стойкой к истиранию и абразивам
- Все отделки должны обеспечивать долгую эксплуатацию, и выглядеть как можно более эстетично
Наиболее часто применяемые отделочные материалы для гаражных помещений — плитка, бетон и раствор, вагонка, листовые материалы, металлический профлист и профнастил.
Бетонные и штукатурные отделки
Бетонная стяжка пола и оштукатуренные стены — для гаражного помещения классика, и основная причина следования традициям — отличная прочность и долговечность правильно уложенного бетона, хорошая стойкость и сцепление растворных штукатурных смесей на бетонных, кирпичных или блочных перегородках и стенах. Все плюсы бетонных отделок говорят в пользу данного выбора: это прочные и долговечные, огнестойкие и выдерживающие немалые механические нагрузки, а также ремонтопригодные отделки. Кроме того, по оштукатуриванию и стяжке можно выполнять финишную отделку различных видов — по прочной основе, обеспечивающей отличное сцепление. Возможна и простая окраска для стен — эстетичный и бюджетный вариант отделки, которую легко и недорого будет обновлять раз в году. Бетонную стяжку пола в гараже делать придется, если решено устроить напольное покрытие из керамических или модульных плиток, для которых необходимо ровное и прочное основание. Выполнить основание из бетона под деревянный настил также будет правильным решением.
Популярные статьи Ворота из профлиста своими руками: фотоотчет + видео
Минусы отделок внутри помещения бетоном
- Процесс трудоемкий, грязный и требующий не менее 28 суток для полного набора прочности бетоном стяжки. Для замеса раствора в больших количествах потребуется бетономешалка, бетон для пола как правило, берут товарный, если площадь стяжки более 20-25 м2
- Штукатурные работы и подготовка стен под цементно-песчаную штукатурку требуют отделочной квалификации и навыков. Некачественная штукатурка по плохо подготовленному сырому или непрочному основанию даст неприятные сюрпризы через два-три месяца или при сезонных температурных перепадах. Отделочный штукатурный слой может начать вдуваться, трескаться, крошиться и отслаиваться от основы.
- Уборка после бетонных и штукатурных работ — достаточно масштабное и трудоемкое занятие.
- Оштукатуренная поверхность стен предполагает для эстетики и продления срока эксплуатации финишный декор — как правило, плиточные облицовки, и соответственно дополнительные затраты.
Сухая штукатурка из гипсоволокнистых или гипсокартонных листов имеет свои плюсы в качестве гаражной облицовки, особенно если стены гаража имеют кривизну, или запланировано утепление по каркасу. Но в этом случае заранее учитывают сокращение свободного объема гаража. Если стены ровные, возможна облицовка ГВЛ прямо на стены с использованием специальных клеящих составов. Неровные стены облицовывают по направляющим. Для гаражей годится не всякий лист ГВЛ, а с повышенными качествами влагостойкости и огнестойкости, маркированный ГКЛВО. Цвета листов — зеленовато-серый, цвет маркировки красный. Картон, даже пропитанный и защищенный, никогда не станет негорючим, но все же материал с маркировкой ГКЛВО сертифицирован как группа Г1 (низкая горючесть).
Как выбрать качественный профнастил
От выбора материала зависит качество конструкции крыши, ее долговечность. Чаще всего используется профилированный лист с оцинкованным покрытием – это гарантирует его высокую антикоррозионную стойкость. Профнастил с дефектами в виде криволинейности, нарушения целостности слоя цинка долго не прослужит, не оправдает возложенных на него надежд и затрат.
Поэтому материал выбирают тщательно, приобретая у надежных поставщиков. Лучше, если у листа будет средняя высота волны, так его проще крепить к обрешетке. Конструкция крыши может быть как совмещенная с перекрытием (безчердачная), так и с техническим этажом поверх стандартной железобетонной плиты – это зависит от проекта и пожеланий заказчика.
Этапы строительства гаража
Для того чтобы не допускать досадных ошибок, весь процесс рекомендуется разбить на несколько этапов и строго их придерживаться.
Наименование этапа
Содержание работ
Выбор места строительства
Не такой простой вопрос, как может показаться. Желательно, чтобы гараж был как можно ближе к въездным воротам – зимой меньше придется чистить снега. Но в то же время владельцам намного удобнее, чтобы гараж был близко к дому. Еще один момент – рядом с гаражом должны располагаться инженерные коммуникации, в крайнем случае хотя бы линии электропередач.
Выбор проекта
Самый простой проект – гараж на один автомобиль. Работы немного усложнятся, если под одной крышей с гаражом построить помещение для отдыха или небольшой склад для запасных частей, зимнюю резину и другой инвентарь. Гараж на два автомобиля сложнее и дороже одноместного
Важно
Во время выбора проекта нужно принимать во внимание не только сегодняшние пожелания, но и думать на перспективу.
Заготовка материалов, инструментов и оборудования
Для гаража лучше использовать профнастил типа «С». Это самые дешевые стеновые профилированные листы, толщина не более 0,5 мм
Но обращайте пристальное внимание на качество антикоррозионных покрытий
Почему прочность не играет важной роли? Потому что правонарушителям без разницы, какой толщины металл резать болгаркой, 0,45 мм или 1 мм. Такие профнастилы режутся современными инструментами как масло, никакой разницы по времени нет. А цена отличается более чем в два раза. От надежности антикоррозионных покрытий в основном зависит длительность эксплуатации гаража. Что касается металла на каркас, то достаточно купить профилированные трубы прямоугольного сечения с размерами 40×25×1,5 мм. Но это только рекомендация, для каркаса можно использовать почти любой прокат, в зависимости от показателей его физической прочности устанавливаются дополнительные упоры и распорки.
Строительные работы
Начинать нужно с подготовки площадки и фундамента. Только после того, как бетон наберет минимум 50% максимальной прочности, допускается начинать изготовление каркаса. Готов каркас – можно обшивать стены, накрывать крышу и делать ворота.
Пусконаладочные работы
Как и на всех металлических сооружениях, нужно повторно внимательно осмотреть все сварные швы и болтовые соединения, зачистить окалины и зазубрины, удалить ржавчину. Только после этого можно окрашивать внешние поверхности проката, регулировать открывание/закрывание ворот, заниматься подключением инженерных коммуникаций.
После того как все вопросы решены, материал закуплен, инструменты подготовлены, можно приступать к непосредственному строительству гаража из профнастила.
Необходимые материалы для строительства гаража из профнастила
Прежде чем начать строить гараж из профнастила своими руками, необходимо сделать чертеж и приобрести следующий материал:
- Бетон или гравий с цементом для заливки фундамента
- Песок
- Арматура для фундамента
- Доски для опалубки
- Металлические уголки, из которых будет возводиться каркас гаража и делаться ворота
- Саморезы по металлу
- Необходимое количество профнастила
Для строительства гаража лучше подойдет марка С или ПС (С — означает стеновой). Рядом с маркой еще ставится цифра, например, С — 20. Это означает, что профнастил предназначен для возведения стеновых конструкций, высота волны которого 20 мм. Чем больше высота волны, тем значительнее жесткость листа, а следовательно, и всей конструкции. От этого зависит цена материала.
Популярные статьи Сделать пол в гараже: какой и как
Самый дешевый профнастил марки С — 8. При его использовании потребуется более частое крепление листов к каркасу, а это понизит герметичность всей конструкции. Тонкий профнастил будет колыхаться под воздействием ветра и издавать шум. Поэтому в регионах, где часто бывают сильные ветра, лучше покупать профнастил с более высокой волной. Толщина листа бывает 0,4 — 1 мм. Для постройки гаража из профнастила хватит 0,5 мм.
Инструмент, необходимый для строительства гаража из профнастила
- Сварочный аппарат, предназначенный для сварки каркаса.
- Болгарка с кругом по металлу для нарезания металлоконструкций.
- Шуруповерт.
- Ножницы по металлу и электролобзик для нарезания профнастила.
Сэндвич-панели: общее понятие
Гараж из сэндвич-панелей относится к категории каркасных построек. Так называется многослойный материал, характеризующийся простотой монтажа. Производители выпускают панели для стен или кровли. Все они состоят из 3 слоев: среднего утепляющего и 2 внешних защитных.
Облицовка делается из ПВХ, ОСБ или магнезитовых листов. Она бывает профилированной или гладкой. Существуют материалы, имитирующие профлист, сайдинг, кирпичную кладку.
Теплоизоляционный слой производится из:
- вспененного полиуретана;
- пенопласта;
- минеральной ваты.
Свойства
Толщина плиты составляет 6-25 см, ширина — 1-1,25 м, длина — 2-12,5 м. Такие характеристики помогают строить быстровозводимые здания, имеющие минимальное количество горизонтальных стыков. Стоит заказывать плиты длиной, совпадающей с высотой стен строения. Панели выставляют вертикально, соединяя по методу шип-паз. Построенные из сэндвич-плит сооружения удерживают тепло, поэтому дополнительная теплоизоляция не требуется.
Преимущества использования
К положительным качествам рассматриваемого материала относятся:
- простота установки;
- возможность использования в любых климатических условиях (при выборе плит с соответствующим теплоизолятором);
- малый вес, облегчающий перевозку материала на строительную площадку или склад;
- минимальная нагрузка на фундамент, снижающая требуемую прочность закладываемого основания, делающая возможным возведение зданий на любой местности;
- привлекательный внешний вид, помогающий отказаться от облицовки фасада строения;
- гигиеничность;
- низкий коэффициент влагопоглощения;
- хорошие шумоизоляционные свойства;
- низкая стоимость материала (гараж из СИП-плит можно строить при ограниченном бюджете).
Преимуществом использования материала является простота установки.
Достоинства и недостатки
Самое главное достоинство — гараж из профнастила можно сделать своими руками, причем за относительно небольшую сумму и небольшой промежуток времени. Если фундамент уже готов, на самостоятельное строительство средней по размерам постройки может потребоваться до недели. Еще один плюс — малый вес материала. С ним и работать просто, и фундамент можно сделать облегченный, сэкономив на этом.
Недостатки тоже есть. В первую очередь стоит задуматься о том, что металлопрофиль не самый прочный материал. Он легко режется, проминается даже от сильного удара. По этой причине гараж из профнастила строят в основном во дворе частного дома. Второй момент — металл имеет высокую теплопроводность и без утепления в гараже зимой очень холодно, летом — жарко.
Виды гаражных крыш, их особенности
При выборе формы кровли руководствуются самыми разными соображениями. Приоритетами могут стать: финансовая целесообразность, красота будущей постройки, желание обустроить в гараже «теплый» чердак.
Профнастил можно применять для отделки плоских, односкатных и двускатных крыш. При этом результат всегда оправдает вложения, если осуществлять монтаж с учетом ряда особенностей.
Плоская крыша
Начать стоит с плоской крыши, которая популярна по следующим причинам:
- отсутствие необходимости в сложной стропильной системе;
- небольшая площадь;
- простота текущего ремонта (впрочем, и потребность в нем может возникать чаще).
К сожалению, эксплуатируемую плоскую кровлю из профнастила обустроить нельзя, к тому же имеют место и другие недостатки:
- необходимость расчетов максимальной нагрузки, которую сможет нести кровельный материал. Слишком тяжелой снеговой «шапки» крыша может не выдержать;
- повышенные требования к гидроизоляции;
- потребность в устройстве внутреннего или внешнего водостока.
Здесь уместно будет напомнить, что в реальности плоская крыша должна иметь уклон, минимальная величина которого по СНиП составляет 1-4 градуса. Для профнастила оптимально большее значение – 6-7 градусов. Так или иначе, потребуется осуществить разуклонку при помощи:
- утеплителей (пенопласт);
- насыпных материалов (керамзит);
- легких бетонных смесей.
Односкатная крыша для гаража из профнастила
Крыша с одним скатом имеет массу преимуществ, идеальна в тех случаях, когда гараж примыкает к дому. Правда и угол наклона в этом случае придется брат аналогичный кровле основной постройки. Основные преимущества односкатной крыши:
- возможность выбора уклона, который обеспечит сход снега и в тоже время будет устойчив к ветровой нагрузке. Согласно СНиП односкатная кровля может иметь наклон от 12 градусов. Чем угол меньше, тем хуже сходит снег и тем лучше крыша противостоит ветру. Для профнастила оптимальным считается диапазон от 15 до 30 градусов;
- простота возведения стропильной системы;
- небольшая площадь и стоимость.
Минусы у такой кровли тоже есть:
- неустойчивость крыши к порывам ветра со стороны, противоположной скату;
- невозможность обустройства выделенного чердака.
Двускатная крыша для гаража
Двускатная кровля, помимо эстетичного внешнего вида, обладает и другими достоинствами:
- создает дополнительное пространство для чердака;
- простота обустройства гидро- и теплоизоляции;
- одинаково хорошо противостоит ветру и обеспечивает сход снега.
Среди недостатков такой конструкции:
- высокая стоимость;
- большой расход отделочных, изоляционных и вспомогательных материалов;
- сложность проектирования и возведения стропильной системы.